Профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минтруда № 544, имеет комплексный характер и распространяется одновременно на несколько видов профессиональной деятельности, в том числе те из них, которые осуществляются в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Тем не менее, в этом документе зафиксирован ряд специальных положений, которые применяются именно в отношении специальностей, составляющих персонал дошкольного воспитания и образования.
Сфера дошкольного образования является одной из важнейших в педагогической деятельности, поскольку именно в таком раннем возрасте воспитатели являются одной из категорий лиц, которые закладывают основы будущего развития ребенка. В этой связи разработке содержания профессионального стандарта педагога дошкольного образования специалистами Минтруда было уделено особое внимание. В частности, это выразилось в том, что положения профстандарта в этой области неоднократно пересматривались с тем, чтобы обеспечить его максимальное соответствие целям и задачам этого вида трудовой деятельности.
Согласно содержанию рассматриваемого профстандарта, соискатель должности педагога дошкольного образования должен иметь подтвержденное свидетельство о прохождении одного из следующих видов обучения: образование высшего или среднего профессионального уровня, соответствующее одной из категорий в рамках укрупненных групп подготовки соответствующих специалистов по направлению 44.00.00 — «Образование и педагогические науки» согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. №1061; образование высшего или среднего профессионального уровня любой направленности, дополненное прохождением дополнительного обучения в области образования и педагогики в уполномоченном образовательном учреждении, соответствующего требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования-воспитателя.
Трудовая функция «Воспитательная деятельность», обозначенная в профстандарте педагога кодом А/02.6, предполагает наличие у соответствующего специалиста определенного спектра необходимых знаний и умений по управлению детским коллективом как в целом, так и в отношении отдельных его членов. В частности, это требует освоения таких предметных областей как особенности развития детей в различных возрастах, реализация методов воспитательной работы, нормативно-правовая база, регулирующая работу специалиста в этом направлении, и других. Кроме того, в рамках этой функции в содержании стандарта указывается четкий перечень действий, которые должен быть способен выполнять такой сотрудник. В частности, к числу этих действий относятся: постановка стратегических целей воспитательной деятельности и разработка программ для их достижения; установление правил поведения детей и контроль за их соблюдением; развитие различных аспектов личности ребенка, в том числе посредством применения современных интерактивных форм обучения и игровой деятельности; участие в обеспечении эффективного функционирования образовательного учреждения и поддержка организации его деятельности; формирование полезных навыков и способностей у детей, включая способность к коммуникации с другими членами коллектива; вовлечение родителей в деятельность воспитательного характера.
Выполнение трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», обозначенная кодом В/01.5, требует наличия специальных знаний в области развития детей дошкольного возраста, включая физический, познавательный и личностный аспекты этого развития. Помимо этого, педагог должен владеть техниками реализации приемов дошкольного образования, стимулируя игровую, познавательную и продуктивную деятельность ребенка. При этом непосредственные трудовые обязанности педагога дошкольного образования включают в себя следующие виды работ: планирование и реализация образовательной деятельности с применением современных методик; корректировка разработанных программ с учетом специфики детского коллектива и особенностей отдельных его членов в целях создания комфортной и продуктивной обстановки; реализация указаний и рекомендаций профильных специалистов в области детского развития и созданий условий для развития основных аспектов личности ребенка; организация познавательной, игровой и продуктивной деятельности детей в рамках конструктивного взаимодействия между ними; подготовка к обучению в школе.